Образовательный процесс
Содержание образовательного процесса в
МБДОУ Таймеевский детский сад выстроено
в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:
Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.
В Программе на первый план выдвигается
развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и
ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности
дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях
гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие,
формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и
компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и
предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались
на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его
фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению
здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на
основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая
роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н.
Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на
важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л.
С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и
психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг
от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей
формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в
рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и
образования детей.
В Программе комплексно представлены все
основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до
школы.
Программа строится на принципе
культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных
ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного
и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения
ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль,
искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его
воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых
произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и
зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом
этапе дошкольного детства.
Ведущие цели Программы — создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических
и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе
разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения.
Для достижения целей Программы
первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном
благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и
доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их
общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к
самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных
видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность)
воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования
образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с
интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам
детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в
условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,
исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей
дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.









